Подготовка макета к печати

 

По меньшей мере наивно было бы предполагать, что мы вот тут легко и непринужденно опишем все грабли, поджидающие Вас на тернистом пути подготовки макета к печати. Об этом целые книги пишут и, что характерно, безо всякого результата для целевой аудитории. Впрочем, один верный способ освоения азов допечатной подготовки все же есть, но о нем ниже, а пока поговорим о мирском. То есть дадим парочку советов, которые Вы все равно забудете, даже если и прочтете. Впрочем, такова жизнь, мы уже привыкли.

Макеты можно делать, как уже упоминалось выше, в разных программах. В некоторых это делать сложнее, в некоторых проще, в некоторых, пардон за медицинский термин, просто ректально. Лично мы предпочитаем пользоваться программными продуктами фирмы Adobe, несмотря на то, что от релиза к релизу они становятся все хуже и хуже.

1. Цветовое пространство

Поскольку цифровая печатная машина печатает CMYK, то и мы рекомендуем работать в CMYK. Если Ваш макет выполнен в RGB, то ничего запредельно ужасного не происходит: заполучив информацию, РИП (это такие печатные надмозги) переварит ее в CMYK. К сожалению, он это сделает по одному ему понятному алгоритму и результат Вас может не устроить. Допустим, если печатается просто растровое изображение, без всяких векторно-шрифтовых включений, то РИП справляется с задачей нормально. Более ли менее, но, в целом удовлетворительно. Но вот если скормить ему RGB файл с растрами, градиентами, прозрачностями, тенюшечками, линзочками и прочей лабудой, то возможны траблы.

Если Вы делаете макет в RGB, а в CMYK переводите его на завершающем этапе, то особое внимание уделите черному цвету. При переводе RGB-CMYK черный текст, допустим, перестает быть черным, а превращается во что-то составное мутное, иногда с цветным отливом.

2. Разрешение растровых изображений. Сжатие растров

Нормальным считается разрешение 300 dpi для полутонов и 600 для штриховой графики. В принципе, можно опускать ниже, где-то до 150 dpi, но каждый шаг вниз по этой лестнице приводит к неизбежным потерям.

JPEG, конечно, занимает места меньше, чем tif. Кто бы спорил. Однако тут и как с разрешением: каждый сэкономленный килобайт наносит изображению некоторый урон. Так что если уж желаете воспользоваться jpeg-компрессией, то не переусердствуйте.

Текстам в растрах не место, причем чем меньше кегль шрифта, тем все становится печальнее.

3. Связи, линки

Если Ваш макет содержит внешние линки, то не забывайте передавать залинкованные файлы. Ни в коем случае не используйте внедренные OLE-объекты.

4. Шрифты 

Шрифты бывают разными. Не затрагивая проблем эстетического характера, перейдем к главному.
Следует воспользоваться любыми возможностями для того, чтобы не передавать шрифты в типографию. Для этого существует прекрасная возможность перевести все шрифты кривые в программах Adobe Illustrator и CorelDraw. Или сотворить pdf-файл, что вообще будет прекрасно, если, конечно, сотворить его правильно.

Но если нелегкая судьба заставляет все же тащить шрифты в типографию, то следует знать, что шрифты бывают:

1. Нормальные. Нормальность определяется исключительно опытным путем. Берется шрифт, берется проверенный файл postscript устройства, делается ps, потом pdf. Если во время всех этих процессов никакую из участвующих программ не стошнило – это хорошо. Если в результирующем pdf файле со шрифтом не приключилось никаких проблем – еще лучше. Шаг второй: набираем проверяемым шрифтом надпись подлиннее в CorelDraw и Adobe Illustrator. Переводим в кривые. И внимательно изучаем состояние узлов и их количество. Если после преобразования надпись покрылась непонятными образованиями, появились заломы, кривые отрезки стали прямыми, в некоторых узлах произошло изменение направления кривой, то такой шрифт прямиком отправляется в третью категорию шрифтов.

2. Системные. Это шрифты, которыми пользуется собственно система, а также которые инсталлируются всякими программными пакетами без спроса. Данные шрифты использовать можно, но вот перевести в кривые перед передачей макета необходимо. Потому что банальная разница в кодировках превратит макет в кашу. В далеком 1996 году автор этих строк передал свой первый макет в типографию Принтим. Это был мой первый опыт верстки, но уж начинать так начинать, и это был 68-полосный полноцветный журнал. Сверстанный в CorelDraw. В RGB. Системными шрифтами. Не переведенными в кривые. Я не буду приводить те добрые слова, которыми меня встретили работники репроцентра, скажу одно: учитесь лучше на чужих ошибках!

3. Остальные. Эти бестолковые наборы символов были в разные времена с помощью подручных средств изготовлены руками умельцев. Никакой практической ценности не представляют, несмотря на гламурность и концептуальность начертаний.

И напоследок. Бывают шрифты TrueType и бывают шрифты PоstScript. Так вот, если есть возможность, при изготовлении макетов лучше пользоваться шрифтами PоstScript.