Понтовые цвета Pantone

 

Цифровая печатная машина печатает 4 красками. В ее железно-пластмассовое нутро вставляется 4 тубы. Внутри туб находится такой порошок – тонер. Тонер бывает четырех цветов: синего, пурпурного, желтого и черного. Больше никаких отверстий под дополнительные тубы в машине нами не обнаружено, и тонеров других цветов мы за всю нашу многолетнюю практику не встречали. Если Вам кажется, что предыдущие пять предложений написаны для дебилов, то смеем Вас разуверить: они написаны для дизайнеров, обожающих цвета Pantone и сующих их к месту и не к месту.

Что такое цвета Pantone? Вообще Pantone – это попытка стандартизировать систему подбора цвета. То есть, грубо говоря, набор тестовых отпечатков для самых разных условий печати при применении различных красок. И все бы вроде хорошо: печатает печатник, открывает нужный веер или каталог цветов и видит, как выглядит тот или иной цвет. На практике все обстоит хуже: как правило, каталог цветов один, краски другие, бумага вообще третья, и вот уже от мифического соответствия остался пшик. Но теоретически да, если смешать в указанных в каталоге пропорциях 4 цвета CMYK, то должен получиться определенный цвет Pantone. На определенной бумаге и при определенных условиях печати, да. Это если этот цвет относится к так называемым смесевым пантонам, то есть пантонам с четко прописанным эквивалентом CMYK.

Цветовой охват этого самого пространства CMYK не очень широк, и на практике встречаются цвета, которые очень хочется напечатать, но не получается, хоть убейся. И тогда группа неудовлетворенных и жаждущих придумала специальные такие краски, позволяющие получить цвета, не воспроизводимые CMYK. Это так называемые оригинальные пантоны, отличающиеся особым цинизмом, при подборе которых приходится идти на, мягко говоря, компромиссы. То есть они обычным подбором эквивалентных красок CMYK не воспроизводятся и близко. В продвинутых офсетных машинах появились дополнительные красочные секции, ну и пошло-поехало. В цифровых печатных машинах, прошу заметить, ничего дополнительного не появлялось, они так и остались привязанными к четырем краскам.

Теперь пришло время лирического отступления. Про дизайнеров. Сидит такой индивидуум и ваяет нетленку, а именно фирменный стиль. В общем, ничего себе такое занятие. Что такое фирменный стиль этот пионер представляет теоретически, то есть он лично так называет изготовление логотипа. И вот логотип готов, но он какой-то черно-белый, что не радует глаз и создает мрачные впечатления. Тогда наш герой открывает палитру цветов любимой программе ЦорелДрав и начинает с видом задумчивого бабуина изучать ее на предмет цветоподбора. Подбирать значения CMYK – это не его занятие, потому что и цвета там бледные, и цифры непонятные. В пантонах все четко, все по номерам. И вот – свершилось, цвет подобран, фирменный стиль сдан заказчику, бабло получено, все довольны. Больше всего доволен заказчик, потому что он теперь может с гордостью сообщать: «Цвет нашего логотипа по пантону….». Далее следуют буквы, цифры, смех и мат. Потому как выясняется ряд моментов:

1. С пантоном дизайнер угадал: этот цвет CMYK-ом не подобрать. Это оригинальный пантон, который вообще изготавливается в заводских, а никак ни в типографских условиях.

2. Кстати, такие пантоны, пусть даже и с одинаковым номером, но разных изготовителей, отличаются, притом иногда весьма существенно.

3. А еще может приключиться дефицит. То есть данного пантона, такого красивого и концептуального, в Беларуси просто нет. То есть его могут привести под заказ через неопределенно количество времени, но в данный момент – увы и ах.

4. Достаточно интересная ситуация может возникнуть в ситуации, когда пантон встречается в макете с красками CMYK и смешивается с ними. Иногда результат может быть достаточно спорный, потому как… В общем, тут был большой кусок текста про углы наклона, формирование растровой точки, линеатуру и прочую муть. Прочитав написанное, автор сам не понял, что написал, поэтому просто примите на веру: нюансы есть.

5. В случае цифровой печати, как уже упоминалось, альтернатив вообще не наблюдается: только подбор, который в силу п.1 будет боооольшим компромиссом.

6. И прочее, прочее, прочее…

Все, надоело расписывать ужасы. Будем закругляться.

Что нужно делать дизайнеру? Учить матчасть и не впаривать заказчикам фуфло. Логотип, как элемент фирменного стиля, обязан адекватно описываться цветами CMYK, а уже потом – пантоны и прочее.

Что нужно знать заказчику? Пантонов в цифровой печати не существует – это раз. Если при приемке фирменного стиля или любого макета слышится слово пантон, сразу требуйте вариант, выполненный цветами CMYK с четким разъяснением, чем он будет отличаться от пантонного варианта. Потому что гламурный ярко-салатовый логотип с легкостью превращается в пятно болотного цвета – это так, для  примера. Это было два. Ну и три: если вы все же оказались счастливым обладателем пантонного логотипа, и вам этот цвет дорог как память, то перед печатью на цифре проводится процедура подбора цвета: вам выведут кучу вариантов, и потребуется ткнуть пальцем в подходящий. За это придется доплатить.

Если же Вы просто молча отдаете в работу изделие с вкраплениями пантонов, то из этого делается вывод, что цвет не критичен, и процедуру подбора доверяют РИП-у – это такие надмозги цифровой печатной машины. Он самостоятельно преобразует цвета Pantone в CMYK по своим машинным понятиям. Иногда у него это получается, а иногда и не очень.